Назад к списку публикаций

Половину пластика из мусорных баков нельзя переработать

«Изменения воспринимались не самым позитивным образом»

— Два года назад в России стартовала мусорная реформа. Как вы оцениваете ее? Что изменилось за это время?

— До реформы в отрасли было множество мелких разрозненных игроков, что не позволяло выстроить полноценную систему централизованного управления и контроля. Как следствие, росло число несанкционированных свалок, а доля переработки оставалась крайне низкой.

Спустя два года уже работает главный принцип реформы: региональный оператор отвечает за отходы, находящиеся на его территории, и обеспечивает полный цикл обращения с ними — от вывоза и сортировки до передачи на переработку и безопасное захоронение.

Москва получила отсрочку (мусорной реформы, до 1 января 2022 года — Прим. ред.), но здесь еще с 2013-2014 годов действуют долгосрочные контракты с инвестиционной составляющей по обслуживанию многоквартирных домов. Однако при выборе подрядчика решающим фактором на основании ФЗ 44 (о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд — Прим. ред.) остается цена. Даже если она не соответствует стоимости прямого размещения на полигоне, не говоря уже о сортировке и переработке.

Пока это мешает системе выйти на новый качественный уровень, но с 2022 года за все отходы в столице будет отвечать региональный оператор.

— Несмотря на официальную отсрочку реформы, с 1 января 2020 года в Москве запущен повсеместный раздельный сбор мусора. Во дворах жилых домов появились два контейнера — серый для смешанных отходов и синий для вторсырья на переработку. Работает ли данная система? Какие результаты первого года ее работы?

— Сначала изменения воспринимались не самым позитивным образом. Люди, скорее, психологически оказались к ним не готовы. Нужно время, чтобы привыкнуть к новой модели. И мы видим большую роль локальных сообществ соседей в повышении осведомленности о раздельном сборе.

Вопреки некоторому скепсису со стороны жителей, экологическая сознательность растет. Осенью мы провели исследование содержимого синих баков: по сравнению с началом года объем вторсырья, пригодного для дальнейшей переработки, вырос в среднем на 40%. Это значит, что все больше жителей вовлекаются в раздельный сбор.

С 2019 года, после вступления в силу поправок к № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в России началась мусорная реформа. Она призвана решить проблему незаконных свалок, ввести раздельный сбор и значительно сократить объем мусора на полигонах. В рамках реформы отвечают за вывоз и утилизацию отходов региональные операторы.

К 2024 году более трети бытовых отходов должно отправляться на переработку. Сегодня, по данным Счетной палаты, уровень переработки не превышает 7%.

В Москве система раздельного сбора отходов (РСО) начала действовать с января 2020 года: все контейнерные площадки жилого сектора и объекты социальной сферы города (всего их более 22,8 тыс.) были оснащены баками для раздельного накопления твердых коммунальных отходов (ТКО). Синие — для вторсырья (пластик, стекло, макулатура, металл), серые — для смешанных отходов (остатки еды, предметы гигиены).

Отходы вывозят разные мусоровозы с соответствующей цветовой индикацией. Вторсырье и смешанные отходы поступают на мусоросортировочные предприятия, где отбираются 25 полезных компонентов. Каждый вид накапливается до крупной партии, после чего отправляется переработчику.

«Только 30% мусора отправляется на полигон»

— Какой объем собранных в Москве отходов отправляется сегодня на переработку?

— Все бытовые отходы в Москве — и смешанные, и раздельно собранные — проходят сортировку. Много потенциального вторсырья портится из-за присутствия пищевых отходов. В итоге в лучшем случае 20% этого потока попадает на переработку.

— Остальные 80% уезжают на полигоны?

— Сначала было именно так. Но сейчас появились современные комплексы по переработке отходов (КПО), благодаря которым только около 30% мусора отправляется на полигон. На этих комплексах возможно компостировать и преобразовывать в техногрунт пищевые отходы — а это еще 30-40% от всего объема.

Такая технология стала обязательной для КПО, которых в Подмосковье уже восемь, в том числе действующий ровно год «Восток» (входит в ГК «ЭкоЛайн»). Его вторую очередь мы запустим в январе 2021 года. Мощность удвоится, и он сможет принимать на сортировку и переработку 1,2 млн тонн отходов ежегодно.

На КПО «Восток» уже отбирается уникальный набор компонентов вторсырья — 25 фракций, а органика компостируется в техногрунт. Во второй части комплекса добавится производство альтернативного RDF-топлива (твердое вторичное топливо, полученное из отходов, — Прим. ред.), на которое будет приходиться переработка еще около 20% всех отходов.

В перспективе возможно открыть на базе станции компостирования КПО «Восток» ферму для производства садового грунта из чистых органических отходов. Первый эксперимент по отдельному сбору пищевых отходов уже реализовали в одном из поселков городского округа Люберцы. Там по инициативе самих жителей были установлены специальные бункеры для отходов растительного происхождения, которые перерабатываются в биокомпост для сельского хозяйства. Для долгосрочной устойчивой схемы важна совместная работа с бизнесом для организации отдельного потока.

— Какие отходы сейчас не подлежат переработке?

Почти половину пластика, который попадает в синие контейнеры, нельзя переработать. В основном это пакеты-майки, дой-паки (вид гибкой вакуумной упаковки, например от майонеза, — Прим. ред.), бумажные стаканчики, не бутылочный ПЭТ (прозрачные контейнеры для готовой еды).

Самая многочисленная проблемная упаковка — вспененные подложки из полистирола, устойчивой схемы переработки которой сейчас нет. Проще всего решать этот вопрос на этапе создания отходов, сделать так, чтобы бизнес ориентировался не только на стоимость и привлекательность упаковки, но и на ее экологичность.

Отдельная проблема — выброшенный текстиль (порядка 10 тонн в сутки). Контакт с органическими отходами делает его переработку невозможной. Мы стараемся поддерживать проекты, которые занимаются шерингом и переработкой одежды, предлагая нашим корпоративным клиентам проводить сбор одежды для «Второго дыхания» и «Доброворота». Специальные контейнеры для текстиля и других фракций можно приобрести и у «Собиратора».

«Сортировочные линии заполнены упаковкой от доставки»

— Как на ситуацию с отходами повлияла пандемия? С одной стороны, наше ежедневное потребление немного сократилось, индустрия развлечений испытывают падение трафика. С другой — появились новые отходы вроде тары от антисептиков, масок и упаковки от доставки.

— Количество бытовых отходов в России ежегодно растет минимум на 3%. В 2020 году произошел резкий скачок этого показателя: во время самоизоляции объем отходов в жилом секторе поднялся сразу на 15%, и он до сих пор не вернулся к прежнему уровню.

Сортировочные линии заполнены упаковкой от доставки, а не масками и емкостями от антисептиков, как мы ожидали вначале. Количество отходов продолжает расти, и во многом это связано с ростом популярности доставки. Мы оценили удобство нового сервиса, взамен получив избыточную упаковку.

— Недавно вы выпустили рекомендации для ритейла и доставки о том, как отказаться от неперерабатываемой упаковки. В чем основная суть этого проекта? Увидели ли вы отклик со стороны ритейлеров и сервисов доставки?

— Основная задача документа не только в том, чтобы рассказать, как сделать упаковку более перерабатываемой, но и показать, что делать это выгодно. Один из распространенных мифов заключается в том, что шаг в сторону экологии обойдется компании дорого. На самом деле нет.

Ритейлеры и сервисы доставки закупают большие объемы упаковки, выбирая ее по ценовому и маркетинговым признакам (должна быть соразмерна и подходить к продукту). В этом плане показателен кейс «Кухни на районе». Когда сервис озаботился вопросами экологичности, то понял, что номенклатура используемой им упаковки включает 90 разных видов, — такой широкий перечень является препятствием к переработке.

Сократив количество видов используемой упаковки по экологической мотивации, «Кухня на районе» увидела, что такой подход экономит около 30% затрат. Можно сколько угодно говорить, что можно тратить на экологию, но что можно экономить — это дорогого стоит. Тем более, пандемия снизила значимость упаковки: покупая онлайн, потребитель смотрит на сам товар.

Переход на правильную упаковку выгоден и оператору: увеличится количество вторсырья, которое идет на реализацию, сократится число нерентабельных фракций со сложной переработкой в пользу «честных» материалов с устойчивой цепочкой ресайклинга.

Поэтому мы видим своей задачей объяснять, почему важно сокращать номенклатуру упаковки и выбирать для нее правильные материалы. Опыт общения с производителями доказывает, что они просто об этом не знают, искренне веря в возможность переработать бумажные стаканчики для кофе. Не могу сказать, что рекомендации вызвали взрыв обращений, но позитивное движение в этом направлении уже есть.

«На плечах бизнеса колоссальная ответственность»

— Как, на ваш взгляд, разделяется экологическая ответственность между жителями, государством и бизнесом?

Разворачивая инфраструктуру, мы не решаем проблему сокращения захоронений на полигонах и увеличения процента переработки. Отдельно от человека и бизнеса инфраструктура не работает. Сортировка мусора все-таки начинается на кухне.

Но и на плечах бизнеса лежит колоссальная ответственность. Если смотреть на иерархию обращения с отходами, то наиболее правильный способ обращения — не раздельный сбор и переработка, а минимизация образования отходов. Рост объемов упаковки, которая преследует маркетинговые цели, только усугубляет мусорную проблему.

Направленность бизнеса в первую очередь на устойчивое развитие однозначно повлияет на объем отходов и на процент перерабатываемости. Но еще не все компании ответили сами себе на вопрос: почему мы должны заниматься отходами, ведь для этого есть оператор, государство?

— Насколько бизнес сегодня вовлечен в мусорную проблему и экологизацию?

— В первую очередь на сокращение своих отходов и переработку ориентированы компании с глобальными обязательствами — и дело даже не в расширенной ответственности производителя (РОП — механизм, который обязывает производителя утилизировать свои товары после утраты ими потребительских свойств, — Прим. ред.), а в масштабности их программ, действий и общего посыла. Но в целом можно фиксировать тренд на совместное решение проблемы отходов.

Чем больше компания, тем выше вероятность, что внутри уже стоят KPI по устойчивому развитию: сокращение отходов, раздельный сбор и информирование сотрудников. Хотя в последнее время мы видим и новый тренд: вовлекаются B2B-компании, которые не производят упаковку или другие потенциальные отходы. Им важно, чтобы офис был «зеленым», а сотрудники начинали раздельный сбор дома и поддерживали экологические инициативы.

Таким образом, запрос корпоративного сектора трансформировался из вывоза отходов в организацию раздельного сбора в офисе и информирование сотрудников. Это очень здорово, мы видим здесь определенную позитивную динамику.

— Что может стать драйвером экологической ответственности, а также экономики переработки вторсырья?

— До пандемии стоимость вторсырья составляла 8-9 тыс. руб. за тонну, сейчас она упала до 6-7 тыс. руб. При этом затраты на раздельный сбор и сортировку часто превышают эту сумму. Если качественно обеспечивать полный цикл обработки отходов, то стоимостью вторсырья затраты не окупаются.

Пока полноценно не заработает система РОП, когда в стоимость упаковки изначально будут закладываться затраты на сбор и утилизацию (и коэффициент будет изменяться в зависимости от сложности переработки), это будет уделом энтузиастов, что не является устойчивой схемой.

В Европе установлены баки практически для каждого вида вторсырья, но их обслуживают операторы на средства программы РОП, направленной на сбор и переработку упаковки.

Самым главным драйвером может и должно стать сотрудничество, совместные инициативы между властью, операторами и бизнесом — в одиночку проблему отходов не решить. Как показывает практика, именно объединение усилий в этом вопросе дает самый эффективный результат.

В группу компаний «ЭкоЛайн» входят операторы по обращению с бытовыми отходами в Москве и Московской области: «ЭкоЛайн» (ЦАО и САО, 15-летние контракты с 2014 и 2015 годов соответственно), «МКМ-Логистика» (ЗАО и ЮЗАО, 15-летние контракты с 2013 и 2014 годов), «ЭкоЛайн-Воскресенск» (10-летний контракт с 2019 года) и «Экопромсервис» (Клин и Солнечногорск, 10-летний контракт с 2019 года).

Группа обслуживает 20 тыс. компаний и 18 тыс. общедоступных контейнерных площадок, которые используют более 5 млн жителей Москвы и Московской области. Операторы ежегодно вывозят более 2 млн тонн отходов, которые сортируются на собственных и партнерских заводах. 20% вторсырья отправляется на переработку.

По данным сервиса «РБК Компании», выручка группы «ЭкоЛайн» в 2018 году составила 2,24 млрд руб., прибыль — 60,5 млн руб.


Источник: Forbs (+1)
Наталья Невмержицкая Пресс-секретарь +7 (914) 927 83 95 pr@ec-line.ru